Аналитика

Развитие информационного общества в Тульской области

  • Фев 05, 2018

Развитие информационного общества в Тульской области

Тульская область занимает устойчивые позиции в Российской Федерации по развитию информационного общества.

В регионе действует государственная программа «Информационное общество Тульской области». Реализация программы осуществляется Министерством по информатизации, связи и вопросам открытого управления.

Программа реализуется в 2014 – 2021 годах без выделения этапов реализации и включает 3 подпрограммы:

  • Информационный регион Тульской области;
  • Развитие системы управления качеством предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Тульской области;
  • Обеспечение реализации государственной программы.

В регионе действует постановление «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной власти Тульской области и подведомственных им учреждениях». Согласно постановлению в регионе осуществляется экспертная оценка документов, содержащих мероприятия, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий, созданием, развитием, модернизацией, эксплуатацией информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в деятельности органов исполнительной власти Тульской области и подведомственных им учреждениях. Экспертные оценки в обязательном порядке учитываются при формировании областного бюджета в части мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной власти региона.

Финансирование ИКТ

Согласно данным мониторинга ИТ-бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляемого ФГБУ «ЦЭКИ» Минкомсвязи России, в 2016 году Тульская область на развитие сферы ИКТ затратила 542,2 млн. руб., что соответствует 19 месту среди регионов России по объему финансирования мероприятий по информатизации в расчете на 1000 человек населения.

В структуре затрат выделяются три базовых направления:

  • связь и инфраструктура (322,4 млн. руб. или 59,5%);
  • развитие информационных систем (203,9 млн. руб. или 37,6%);
  • электронное правительство (15,9 млн. руб. или 2,9%).

В 2017 году объем финансирования мероприятий по информатизации изменился незначительно и составил 536,7 млн. рублей (сократился на 1% по сравнению с предыдущим годом). Структура расходов осталась неизменной:

  • связь и инфраструктура (271,5 млн. руб. или 50,6%);
  • развитие информационных систем (246,6 млн. руб. или 45,9%);
  • электронное правительство (18,6 млн. руб. или 3,5%).

В структуре финансирования по направлению «связь и инфраструктура» расходы на услуги фиксированной связи значительно сократились – с 163,5 млн. руб. (50,7%) в 2016 году до 97,2 (35,8%) млн. руб. в 2017 году, при этом увеличилась доля финансирования, выделяемого на приобретение и техническое обслуживание центров обработки данных, серверов, сетей и компьютерного оборудования – с 137,1 млн. руб. (42,5%) до 154 млн. руб. (56,7%). Затраты на услуги доступа к сети Интернет практически не изменились – 21,5 млн. руб. (6,7%) в 2016 году и 19,8 млн. руб. в 2017 году (7,3%). Менее 1% от общих расходов предусмотрено на услуги мобильной связи.

В структуре финансирования по направлению «развитие информационных систем» существенно увеличился объем средств, выделяемых на создание информационных систем – с 1,4 млн. руб. (0,7%) до 23,3 млн. руб. (9,4%) и «развитие и модернизация информационных систем» – с 51,7 млн. руб. (25,4%) до 84,4 млн. руб. (34,2%). В то же время расходы на эксплуатацию сократились с 150,8 млн. руб. (74%) до 139 млн. руб. (56,4%).

По направлению «электронное правительство» основной объем финансирования приходится на развитие инфраструктуры электронного правительства – 95% в 2016 году и 94% в 2017 году.

В 2017 году доля финансирования базового направления «информатизация и связь» сократилась с 64,9% до 54,4% по сравнению с предыдущим годом. Объем средств, выделяемых на развитие ИКТ в сфере здравоохранения увеличился с 16,9% до 24,2%, на ИКТ в сфере государственных и муниципальных финансов – с 12,3% до 13,5%. Расходы на ИКТ в сферах энергетики, ЖКХ и обеспечения безопасности жизнедеятельности не предусмотрены ни в 2016 году, ни в 2017 году (рисунок 1):

Рисунок 1. Структура финансирования ИКТ по отраслям и направлениям деятельности в 2016 и 2017 годах, % (Источник – данные мониторинга ИТ-бюджетов субъектов Российской Федерации, Минкомсвязь России)

Оснащенность ИКТ инфраструктурой

По показателям развития ИКТ инфраструктуры Тульская область занимает высокие позиции в Российской Федерации. Так, по степени проникновения подвижной радиотелефонной (сотовой) связи на 100 человек населения регион занимает 13 место в Российской Федерации, уступая только Москве, Орловской и Смоленской областям среди регионов Центрального федерального округа (ЦФО).

По показателю «число абонентов фиксированного широкополосного доступа (ШПД) в сеть Интернет на 100 человек населения» регион занимает 15 место в Российской Федерации (21 абонент) и 4 место в ЦФО, уступая Москве, Курской и Ярославской областям.

По числу абонентов мобильного ШПД в Интернет на 100 человек населения регион занимает 38 место в Российской Федерации (67 абонентов) и 3 место в ЦФО, опережая всех, кроме Москвы и Ярославской области.

По численности пользователей сети Интернет на 100 человек населения Тульская область занимает 30 место в Российской Федерации (73 пользователя) и уступает по данному показателю только Москве и Московской области среди регионов ЦФО (рисунок 2):

Рисунок 2. Показатели развития ИКТ инфраструктуры в 2016 году (Источник: данные развития ИКТ инфраструктуры, Минкомсвязь России; по показателю численности пользователей сети Интернет на 100 человек населения - https://fedstat.ru/indicator/43566

Электронное правительство

В Тульской области высокий уровень развития электронного правительства. Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, составляет 61,5%, что соответствует 10 месту в Российской Федерации и 5 месту в ЦФО (рисунок 3):

Рисунок 3. Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в % от общего числа. (Источник – http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/pok-monitor/calendar2017.htm)

В регионе создан Региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций) Тульской области. По итогам 2016 года 163 государственные услуги (67,9%) предоставлялись в электронной форме с использованием портала. Всего за 2016 год в Тульской области государственные услуги в электронной форме были предоставлены свыше 280 000 раз (43,3% от общего числа предоставленных услуг).

ИКТ в сфере образования

Одним из ключевых направлений информатизации в Тульской области является развитие информационно-коммуникационных технологий в системе образования. С целью создания в регионе единого информационного пространства, объединяющего всех участников образовательного процесса, в Тульской области внедрена автоматизированная информационная система (АИС) «Сетевой город. Образование». По результатам внедрения системы в 95% образовательных учреждений ведется электронный дневник и электронный журнал успеваемости. Свыше 32 тысяч заявлений на зачисление в дошкольные и общеобразовательные учреждения подано в 2016 году через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Количество обращений к АИС «Сетевой город. Образование» за 2016/17 учебный год со стороны родителей составило 3,5 млн. раз, со стороны учащихся – свыше 3 млн. раз.

В рамках реализации плана мероприятий по информатизации Тульской области в регионе внедрен региональный сегмент Единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам (ГИС «Контингент»), который используется в работе 98% образовательных организаций. ГИС «Контингент» содержит информацию о 99% обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам.

В Тульской области идет апробация модуля многоуровневой системы оценки качества образования (МСОКО), который позволяет в автоматическом режиме получать данные по качеству образования на необходимом уровне (отдельного обучающегося, класса, общеобразовательной организации, образования и региона в целом). Модуль предоставляет следующие возможности:

  • для родителей - позволяет отслеживать уровень качества образования ребенка относительно результатов обучения всего класса;
  • для учителей – позволяет оценить учебные возможности детей по результатам контрольных работ и итоговых показателей класса;
  • руководителям в сфере образования - планировать управленческие действия, направленные на повышение качества образования.

ИКТ в сфере здравоохранения

Тульская область обладает высоким уровнем развития и использования информационно-коммуникационных технологий в сфере здравоохранения.

Все медицинские организации подключены к Региональной информационной системе в сфере здравоохранения Тульской области (РИСЗ ТО).

Все учреждения, ведущие амбулаторно-поликлинический приём, предоставляют возможность записи на прием к врачу посредством регионального портала (doctor71), а также использования гражданами сервисов «Запись на прием к врачу» и «Сведения об оказанной медицинской помощи из электронной медицинской карты» личного кабинета пациента «Моё здоровье» на Едином портале государственных услуг.

Все учреждения, ведущие амбулаторно-поликлинический приём, предоставляют возможность записи на прием к врачу посредством регионального портала (doctor71), а также использования гражданами сервисов «Запись на прием к врачу» и «Сведения об оказанной медицинской помощи из электронной медицинской карты» личного кабинета пациента «Моё здоровье» на Едином портале государственных услуг.

В рамках оптимизации процессов доступности и качества оказания медицинской помощи для пациентов в Тульской области реализована возможность формирования в электронном виде рецептов на льготные лекарственные препараты. Подсистема дополнительного лекарственного обеспечения РИСЗ ТО позволяет врачу резервировать в аптечной сети выписываемые лекарственные препараты, что гарантирует наличие лекарства при обращении гражданина в аптеку. Дополнительно реализована возможность выдачи электронных справок, листков нетрудоспособности и медицинских свидетельств.

ИКТ в сфере государственных и муниципальных финансов

С целью обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также повышения качества финансового менеджмента организаций государственного сектора в Тульской области созданы следующие информационные системы:

  • АИС «Бюджет». Система предназначена для комплексной автоматизации деятельности финансовых органов и муниципальных образований Тульской области на всех этапах бюджетного процесса: составление, исполнение бюджета, ведение бухгалтерского учета и отчетности, анализ казначейского исполнения бюджета;
  • АИС «Прогноз и планирование доходной части бюджета» предназначена для планирования доходной части бюджета Тульской области на прогнозный период, анализ данных о поступлении налогов и сборов в бюджет Тульской области;
  • Единая интегрированная информационная система «Электронный бюджет» Тульской области. Система предназначена для планирования и уточнения расходов бюджета Тульской области на плановый период;
  • АИС удаленного документооборота. Система предназначена для автоматизации финансовой деятельности распорядителей и получателей бюджетных средств и организации электронного обмена между клиентом (бюджетной организацией или главным распорядителем бюджетных средств) и сервером финансового органа, где установлена программа Автоматизированная система «Бюджет»;
  • АИС «Смета» предназначена для исполнения собственной сметы и расчета заработной платы министерства финансов Тульской области;
  • АИС «Долговая книга Тульской области». Система используется для формирования сведений о размере государственного долга Тульской области;
  • АИС «Оценка качества финансового менеджмента ГРБС». Система предназначена для оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств Тульской области с целью анализа и оценки совокупности процессов и процедур, обеспечивающих эффективность и результативность использования бюджетных средств;
  • АИС «Государственные программы Тульской области» предназначена для анализа и мониторинга выполнения государственных программ Тульской области;
  • Программный комплекс «WEB-консолидация». Система предназначена для централизованного сбора, консолидации, формирования и анализа бюджетной отчетности, отчетности бюджетных и автономных учреждений Тульской области и муниципальных образований Тульской области;
  • Информационно-аналитическая система портал «Открытый бюджет Тульской области». Портал доступен для пользователей по адресу. Основная цель – это реализация принципа прозрачности (открытости) и обеспечения полного и доступного информирования граждан о бюджете Тульской области;
  • Региональная информационная система Тульской области в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд (РИС ТО). Система создана для обеспечения государственных и муниципальных нужд и доступна по адресу. К РИС ТО подключены все государственные и муниципальные организации Тульской области, а также осуществлена интеграция с Единой информационной системой в сфере закупок;
  • АИС «1С: Централизованная бухгалтерия органов исполнительной власти Тульской области». Система предназначена для учета денежных средств, расчета заработной платы, сдачи отчетности и документооборота организаций.

Выводы

Тульская область характеризуется высоким уровнем развития информационного общества. Приоритетными направлениями в регионе являются информатизация и связь, ИКТ в сфере здравоохранения, ИКТ в сфере образования и ИКТ в сфере государственных и муниципальных финансов. Значительные успехи достигнуты в создании региональных сегментов государственных информационных систем. Высокий уровень развития информационного общества в Тульской области обусловлен централизованным подходом при развитии информатизации в регионе и комплексной работой по информатизации приоритетных отраслей экономики.

+7 (499) 600-11-22