Иркутская область характеризуется средним уровнем развития информационного общества.
Развитие информационного общества в Иркутской области осуществляется в рамках выполнения мероприятий отраслевых государственных программ: «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие культуры», «Развитие здравоохранения», «Обеспечение комплексных мер противодействия чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, построение и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», «Социальная поддержка населения», «Труд и занятость» и других. Каждую из программ курирует профильное министерство. Ответственным за общую координацию информатизации является Министерство экономического развития Иркутской области.
Согласно данным мониторинга ИТ-бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляемого ФГБУ «ЦЭКИ» Минкомсвязи России, в 2017 году Иркутская область затратила на развитие сферы ИКТ 225,9 млн руб., что на 21,2% меньше расходов за 2016 год.
В структуре затрат выделяются три базовых направления:
В 2018 году на финансирование мероприятий по информатизации запланировано в бюджете 201,2 млн руб. (сокращение на 11% по сравнению с 2017 годом). Структура расходов не изменилась:
По направлению «связь и инфраструктура» планируется сокращение финансирования, выделяемого на приобретение и техническое обслуживание центров обработки данных, серверов, сетей и компьютерного оборудования с 91,8 млн руб. (40,6% от объема финансирования мероприятий по информатизации в 2017 году) до 61,1 млн руб. (30,4% от объема финансирования мероприятий по информатизации в 2018 году). В 2017 году расходы на услуги доступа к сети Интернет составили 9,3 млн руб. (4,1%). В 2018 году планируется их увеличение до 11,5 млн руб. (5,7%). На услуги фиксированной связи в 2017 году было предусмотрено 24,5 млн руб. (10,8%), а в 2018 году – 27,3 млн руб. (13,6%). Расходы на услуги мобильной связи в 2017-2018 годах составляют менее 1%.
В структуре финансирования по направлению «развитие информационных систем» предусмотрено сокращение расходов на развитие и модернизацию информационных систем с 28,8 млн руб. (12,7%) до 23,3 млн руб. (11,6%). Кроме того, предусмотрено сокращение финансирования на создание информационных систем с 3,6 млн руб. до 1,7 млн руб., что в процентном соотношении составляет 1,6% и 0,8% соответственно от общего бюджета на информатизацию. Расходы на эксплуатацию будут увеличены с 53,8 млн руб. (23,8%) до 65,7 млн руб. (32,6%).
По направлению «электронное правительство» планируется увеличение финансирования развития инфраструктуры электронного правительства с 7,8 млн руб. (3,4%) до 8,8 млн руб. (4,4%). На популяризацию сервисов оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме в 2017 году было выделено 5,1 млн руб. (2,3%). В 2018 году финансирование данного направления не предусмотрено. В 2017-2018 годах из средств регионального бюджета не предусмотрено финансирование на «перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид и их оптимизацию», а также на развитие порталов государственных и муниципальных услуг и каналов доступа.
Среди направлений финансирования по отраслям (рис. 1) планируется сокращение объемов средств, выделяемых на развитие информатизации и связи, с 51,6 млн руб. в 2017 году (22,8%) до 9,9 млн руб. в 2018 году (4,9%), внедрение ИКТ в сферу здравоохранения с 36 млн руб. (16%) до 30 млн руб. (14,9%), а также внедрение ИКТ в сферу социальной защиты с 34,6 млн руб. (15,3%) до 14 млн руб. (7%). Рост финансирования запланирован на внедрение ИКТ в сферу государственных и муниципальных финансов с 17 млн руб. (7,5%) до 42,3 млн руб. (21,1%) и в сферу социальной защиты с 17,7 млн руб. (7,8%) до 37,6 млн руб. (18,7%).
Рисунок 1. Структура финансирования ИКТ по отраслям и направлениям деятельности в 2017 и 2018 годах, % (Источник – данные мониторинга ИТ-бюджетов субъектов Российской Федерации, Минкомсвязь России)
По показателям развития ИКТ инфраструктуры Иркутская область занимает высокие позиции в Российской Федерации.
Степень проникновения подвижной радиотелефонной (сотовой) связи оценивается в 302 единицы на 100 человек населения, что соответствует 1 месту в Российской Федерации.
По показателю «число абонентов фиксированного широкополосного доступа (ШПД) в сеть Интернет на 100 человек населения» регион занимает 43 место в Российской Федерации (17 абонентов) и 3 место среди регионов Сибирского федерального округа (СФО).
По числу абонентов мобильного ШПД в сеть Интернет на 100 человек населения регион занимает 2 место в Российской Федерации (106 абонента), уступая по данному показателю только Москве.
По численности пользователей сети Интернет на 100 человек населения Иркутская область занимает 46 место в Российской Федерации (70 пользователей) и 5 место в Сибирском федеральном округе (рисунок 2):
Рисунок 2. Показатели развития ИКТ инфраструктуры в 2016 году (Источник: данные развития ИКТ инфраструктуры, Минкомсвязь России; по показателю численности пользователей сети Интернет на 100 человек населения - https://fedstat.ru/indicator/43566)
Иркутская область обладает средним уровнем развития электронного правительства. Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, составляет 54,5% - 56 место в Российской Федерации и 7 место в СФО (рисунок 3):
Рисунок 3. Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в % от общего числа. (Источник – http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/pok-monitor/calendar2018.htm)
В области создана развитая сеть многофункциональных центров, где граждане могут получить государственные услуги по принципу «одного окна». В сети многофункциональных центров региона внедрена информационная система, обеспечивающая полную автоматизацию деятельности по представлению государственных и муниципальных услуг.
В регионе функционирует удостоверяющий центр, аккредитованный Минкомсвязью России. Он позволяет обеспечить на безвозмездной основе создание квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи для электронного взаимодействия уполномоченных сотрудников исполнительных органов государственной власти, государственных учреждений, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, участвующих в обмене электронными документами.
В работе 98% образовательных организаций используется региональный сегмент Единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам (АИС «Контингент»). Он содержит информацию о 32% обучающихся.
Всего 18% образовательных учреждений имеют электронную библиотеку. Менее 20% организаций реализуют образовательные программы с использованием дистанционных технологий. Электронные дневники внедрены в 71% образовательных организаций.
Все медицинские организации региона подключены к региональной медицинской информационной системе. 48% рецептов льготного лекарственного обеспечения выписываются и передаются в аптеки в электронной форме. Запись на прием к врачу или на обследование в электронном виде осуществляют 89% медицинских организаций. Около 65% медицинских организаций передают сведения электронных медицинских карт пациентов в федеральную систему интегрированной электронной медицинской карты (ИЭМК). К системам или комплексам, обеспечивающим оказание телемедицинских услуг, имеют доступ 23% медицинских организаций, а к радиологическим информационным системам и/или архивам медицинских изображений – 11%.
В целях автоматизации процессов государственного управления и повышения качества принятия управленческих решений по данным Министерства экономического развития Иркутской области в регионе функционируют следующие системы:
№ | Полное наименование ИС | Оператор ИС | Назначение | Интеграция с федеральными ИС | Год ввода в эксплуатацию |
1. | Автоматизированная информационная система межведомственного электронного взаимодействия | Министерство экономического развития Иркутской области | Осуществление межведомственного электронного взаимодействия и предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде в целях реализации требований Федерального закона 210-ФЗ | СМЭВ, ЕПГУ | 2014 |
2. | Автоматизированная информационная система для взаимодействия с государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах | Министерство экономического развития Иркутской области | Осуществление взаимодействия ИОГВ и ОМСУ Иркутской области с ГИС ГМП | ГИС ГМП | 2014 |
3. | Автоматизированная информационная система управления финансово-хозяйственной деятельностью исполнительных органов государственной власти Иркутской области и государственных учреждений Иркутской области (АИС ФХД) | Областное государственное автономное учреждение «Информационно-технический центр Иркутской области» (ОГАУ ИТЦ ИО) | Управление финансово-хозяйственной деятельностью исполнительных органов государственной власти Иркутской области и государственных учреждений Иркутской области | ГИС ГМП | 2016 |
4. | Автоматизированная информационная система «Управление имуществом» | Министерство имущественных отношений Иркутской области | Автоматизированное ведение данных по земельным участкам, объектам недвижимого и движимого имущества, хозяйствующим субъектам, правоустанавливающим документам, договорам, платежам и др., необходимых при решении задач министерства имущественных отношений Иркутской области в сфере управления государственным имуществом и земельными ресурсами Иркутской области | ГИС ГМП | 2004 |
5. | Реестр государственных услуг Иркутской области | Министерство экономического развития Иркутской области | Повышение информационной открытости и прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления, повышение осведомленности населения и организаций об услугах, оказываемых органами власти, удобства и комфорта физических, юридических лиц при получении государственных и муниципальных услуг | ГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг» | 2011 |
6. | Автоматизированная система «Центр управления сетью – Удостоверяющий центр Аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области» (АС «ЦУС-УД») | Отдел технической защиты информации Аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области | Создание по обращениям заявителей ключей электронных подписей и их проверка; установление сроков действия сертификатов ключей проверки; создание сертификатов ключей проверки электронных подписей и выдача их лицам, обратившимся за получением таковых (заявителям); выдача по обращению заявителя средства электронной подписи, содержащее ключ подписи и ключ проверки; аннулирование выданных сертификатов по просьбам заявителей; ведение реестра выданных и аннулированных удостоверяющим центром сертификатов ключей проверки | Нет | 2013 |
7. | Автоматизированная информационная система «Электронный социальный регистр населения Иркутской области» (АИС ЭСРН ИО) | Министерство социального развития опеки и попечительства Иркутской области | Формирование, ведение и использование единой базы данных, содержащей комплексную информацию о гражданах Иркутской области, имеющих и реализующих права на получение мер социальной поддержки в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством | СМЭВ | 2015 |
8. | Система электронного документооборота и делопроизводства | Областное государственное автономное учреждение «Информационно-технический центр Иркутской области» (ОГАУ ИТЦ ИО) | Обеспечение электронного документооборота в исполнительных органах государственной власти Иркутской области | МЭДО | 2017 |
9. | Программный комплекс для ведения Регионального кадастра отходов Иркутской области (ПО РКО) | Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области | ПК «Региональный кадастр отходов» обеспечивает автоматизацию формирования реестра природопользователей, осуществляющих деятельность по обращению с отходами в регионе посредством приема данных из ЕГРЮЛ | Нет | 2014 |
Иркутская область проводит сбалансированную политику по внедрению современных информационных технологий в государственное управление. Достигнуты успехи в информатизации социально-значимых отраслей. Обеспечить повышение эффективности проводимых мер по информатизации возможно за счёт совершенствования системы ИТ-управления. В частности, рекомендуется принять профильную государственную программу и обеспечить ведение сводного плана информатизации.